Исследовательская работа "Куда девается соль, если растворить её в воде?". Щелочные металлы и их соединения

26.11.2023

Каталог заданий.
Задания 22. Химические свойства простых и сложных веществ

Версия для печати и копирования в MS Word

Даны вещества: , .

Используя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в две ста­дии гид­рок­сид железа(II). Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых реакций. Для ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на на­пи­ши­те сокращённое ион­ное урав­не­ние реакции.

Сохранено


Даны вещества: . Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в две ста­дии гид­рок­сид марганца(II). Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых реакций. Для ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на на­пи­ши­те сокращённое ион­ное урав­не­ние реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в две ста­дии ме­тал­ли­че­скую медь. Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых реакций. Для ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на на­пи­ши­те сокращённое ион­ное уравнение

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны ве-ще-ства:

Ис-поль-зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве-ще-ства толь­ко из этого спис-ка, по­лу­чи­те в две ста­дии бром, не при­ме­няя элек-три-че-ский ток. Опи­ши­те при-зна-ки про­во­ди­мых ре-ак-ций. Для ре­ак­ции ион-но-го об­ме­на на-пи-ши-те со-кращённое ион­ное урав-не-ние ре-ак-ции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны ве-ще-ства:

Ис-поль-зуя воду и не-об-хо-ди-мые ве-ще-ства толь-ко из этого спис-ка, по-лу-чи-те в две ста-дии хло-рид меди(II). Опи-ши-те при-зна-ки про-во-ди-мых ре-ак-ций. Для вто-рой ре-ак-ции на-пи-ши-те со-кращённое ион-ное урав-не-ние ре-ак-ции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые вещества толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в две ста­дии гидроксид железа(II). Опи­ши­те признаки про­во­ди­мых реакций. Для ре­ак­ции ионного об­ме­на напишите сокращённое ион­ное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в две ста­дии гид­рок­сид меди (II). Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых реакций. Для ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на на­пи­ши­те сокращённое ион­ное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в две ста­дии гид­рок­сид меди(II). Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых реакций. Для ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на на­пи­ши­те сокращённое ион­ное урав­не­ние реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­та пред­ло­же­ны сле­ду­ю­щие реактивы: со­ля­ная кислота, рас­тво­ры гид­рок­си­да натрия, нит­ра­та натрия, нит­ра­та бария, суль­фа­та же­ле­за (II). Ис­поль­зуя не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в ре­зуль­та­те двух по­сле­до­ва­тель­ных ре­ак­ций гид­рок­сид же­ле­за (II).

Опишите при­зна­ки про­во­ди­мых реакций. Для вто­рой ре­ак­ции на­пи­ши­те сокращённое ион­ное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­та пред­ло­же­ны сле­ду­ю­щие реактивы: цинк (гранулированный), оксид меди (II), рас­твор аммиака, рас­твор суль­фа­та цинка, со­ля­ная кислота. Ис­поль­зуя не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в ре­зуль­та­те двух по­сле­до­ва­тель­ных ре­ак­ций оксид цинка.

Опишите при­зна­ки про­во­ди­мых реакций. Для пер­вой ре­ак­ции на­пи­ши­те сокращённое ион­ное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­та пред­ло­же­ны сле­ду­ю­щие реактивы:

растворы:

Используя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в две ста­дии нит­рат кальция. Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых реакций.

Для вто­рой ре­ак­ции на­пи­ши­те сокращённое ион­ное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества:. Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в две ста­дии нит­рат меди(II). Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых реакций. Для вто­рой ре­ак­ции на­пи­ши­те сокращённое ион­ное урав­не­ние реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор нитрата железа(II). Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для про-ве-де-ния экс-пе-ри-мен-та пред-ло-же-ны сле-ду-ю-щие ре-ак-ти-вы: рас-тво-ры нит-ра-та калия, гид-рок-си-да калия, суль-фа-та маг-ния, хло-ри-да бария и хло-ри-да на-трия. Ис-поль-зуя не-об-хо-ди-мые ве-ще-ства толь-ко из этого спис-ка, по-лу-чи-те в ре-зуль-та-те про-ве-де-ния двух по-сле-до-ва-тель-ных ре-ак-ций рас-твор хло-ри-да калия.

Со-ставь-те схему пре-вра-ще-ний, в ре-зуль-та-те ко-то-рых можно по-лу-чить ука-зан-ное ве-ще-ство. За-пи-ши-те урав-не-ния двух ре-ак-ций. Для пер-вой ре-ак-ции со-ставь-те со-кращённое ион-ное урав-не-ние.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: алюминий и растворы аммиака, хлорида бария, пероксида водорода, сульфата алюминия, соляная кислота. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций раствор хлорида алюминия.

Составьте схему превращений, в результате которой можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращенное ионное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(III). Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы фенолфталеина. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор хлорида натрия. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат магния. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: растворы и аммиака. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида аммония. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: раствор Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида цинка. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидрокарбонат кальция. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для первой реакции напишите сокращенное ионное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид серебра. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: раствор и раствор аммиака. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии оксид железа(III). Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат цинка. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(III). Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид меди(II). Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: раствор лакмуса. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций раствор нитрата аммония. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: раствор Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида железа(II). Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы хлорида натрия, гидроксида натрия, серной кислоты, хлорида бария, металлическое железо. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций раствор хлорида железа(II ).

Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращённое ионное уравнение.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Даны вещества: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии сульфид цинка. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы: Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид цинка. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.

Для определения качественного состава неизвестного кристаллического вещества белого цвета к его раствору добавили раствор гидроксида калия. При этом

образовался осадок. К другой части раствора исследуемого вещества добавили раствор нитрата бария. Наблюдали образование нерастворимого в кислотах белого осадка.
Известно, что катион металла, который содержится в данном соединении, входит также в состав хлорофилла, а сам металл ранее применялся в фотографии для получения вспышки.
Определите состав и запишите название исходного вещества. Запишите два уравнения реакций, которые были проведены в процессе определения качественного состава неизвестного вещества.

Для демонстрации генетической связи между соединениями неметаллов учитель использовал простое вещество X – порошок красного цвета, без металлического

блеска и неэлектропроводный При сжигании его на воздухе образовалось белое кристаллическое вещество, хорошо растворяющееся в воде. Образовавшийся раствор разделили на две части и добавили индикаторы: окраска фенолфталеина не изменилась, а фиолетовый лакмус стал красным. Какое вещество использовал учитель для демонстрационного эксперимента? Составьте уравнения описанных реакций. ПО УРАВНЕНИЮ № 2 Рассчитайте массу образовавшегося продукта, если для реакции было взято 71 г белого кристаллического вещества, хорошо растворяющегося в воде.

ГИА-9-2011, С3 Для установления качественного состава неизвестного вещества школьникам была выдана соль металла, который входит в состав

метеоритов и обладает ярко выраженными магнитными свойствами. Коричневые кристаллы этой соли ученики растворили в воде, затем полученный раствор жёлто-коричневого цвета разлили в две пробирки. В одну из них добавили раствор гидроксида калия, при этом образовался осадок бурого цвета. В другую прилили раствор нитрата серебра, в результате чего выпал белый "творожистый" осадок. Запишите химическую формулу и название неизвестной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакций, которые были проведены в процессе ее распознавания.

Для определения качественного состава неизвестного бесцветного газа с неприятным запахом часть его поглотили раствором гидроксида бария. При пом выпал б

елый осадок, растворимый в кислотах. Другую часть нагрели с сероводородом. этом случае наблюдали образование вещества женою цвета, нерастворимого в воде. Запишите химическую формулу и название выданною вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств.

О соле миа!

Мы не ошиблись, упоминая известную итальянскую песню "Солнце мое!": у многих народов мира слова "соль" и "солнце" одного корня.Соль упоминается в Библии около 30 раз, оттуда пришло к нам и выражение "соль жизни".
Соль символизировала богатство и власть, защищала от злых сил: древние правители часто восседали на троне из соли. От тех далеких времен остались многие традиции. Россияне встречают "высоких" гостей хлебом-солью. Евреи, празднующие субботу, омыв руки, преломляют хлеб и обмакивают его в солонку, раздавая всей семье. На столах у многих народов по привычке и по сей день стоит солонка, ведь раньше пищу готовили без соли, а солили на столе. А скучная, неинтересная жизнь или человек до сих пор зовется словом "пресный", противоположным по значению "соленый".

Все ли мы знаем о соли?

Соль или хлористый натрий - это белое кристаллическое минеральное вещество, встречающееся в природе; растворяется в воде; один из немногих минералов, которые едят люди. Соль - самая древняя из специй.
На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Из-за соли устраивали войны, образовывались и разрушались государства. В конце эры Римской Империи и на протяжении всех Средних веков соль была ценным товаром, который перевозился по "Солевым дорогам" в центр германских племен. Города, государства и княжества, через которые проходил "солевой путь" облагали торговцев огромными налогами за провоз соли через их территорию. Это положило начало войнам, и даже стало причиной основанию некоторых городов, например, Мюнхена в 1158 году.

Никто не будет спорить, что соль - это предмет первой необходимости.

В человеческом теле ее 300 г.

Каждый день этот запас расходуется, и каждый день он должен пополняться.

Не думайте, что соль необходима только для вкуса пищи. Она служит материалом, из которого образуется соляная кислота в желудке.

Благодаря этой кислоте пища переваривается, а микробы погибают. Кроме того, соль спасает нас от обезвоживания, удерживая в организме влагу.

Сейчас соль общедоступна и мы ее не ценим, но так было не всегда. В былые времена из-за соли вспыхивали настоящие войны, ею платили налоги, а раздачей соли гасили крестьянские бунты.

В Китае из соли даже делали деньги. Для этого варили рассол до густоты, пока он не принимал вид теста. Потом лепили из этого «теста» пирожки, ставили на них клеймо императора и высушивали.

Соль очень сильно сказалась на разных языках. Наибольшее влияние произошло в языках, взаимодействующих с романскими и греческими цивилизациями, пока соль была в цене.
Римским солдатам выдавали разрешение на покупку соли (на латыни: sal), salarium argentum, от которого произошло английское слово salary (заработная плата). Римляне также предпочитали солить зелень, в результате чего латинское слово, обозначающее соль, вошло в состав нового слова salad (салат). На варварской латыни salata обозначало «солёный».

В странах, где не было залежей соли, ее добывали каким-нибудь затейливым способом. Например, Миклухо-Маклай писал, что папуасы собирали куски дерева, долго пролежавшие в морской воде, сжигали их и ели соленую золу.

Соль добывают двумя путями: добычей полезных ископаемых и испарением морской воды.

Химический состав различных типов соли одинаков - 99% хлористого натрия - но структура кристаллов изменяется сильно. Обычная столовая соль состоит из мелких кранул, кошерная соль намного более неровной структуры, крупнее. Для попкорна используется соль, которая легко растворяется. Каменная соль - большие куски минерала, хлористого натрия. Различие в форме и структуре позволяет добиться разного вкуса и полезна для различных блюд. Скорость, с которой она растворяется, также очень важна, и соль для соления должна быть очень мелкой, чтобы раствориться даже в холодной жидкости.

Морская соль, которую делают из морской воды, также бывает разной. Из-за веществ в воде, у морской соли уникальный вкус, который используется во многих кухнях.

КАМЕННАЯ СОЛЬ. Этот вид является, наверное, самым популярным и массовым. Твердые залежи соли находятся во многих регионах мира, где они залегают на глубине от нескольких сотен до более тысячи метров. Специальные комбайны рубят под землей соль и она по транспортерам подается на поверхность земли.

Там она попадает в мельницы и крошится до получения частиц (кристаллов) различной величины. Более крупная соль используется в основном в промышленных целях, соль более мелкого помола - в пищу. Каменная соль отличается наименьшим содержанием посторонних примесей, низкой влажностью и высочайшим содержанием хлористого натрия - до 99%. Значит, она будет более насыщенной, чем другие.

САДОЧНАЯ СОЛЬ образуется при естественном выпаривании соли в водоемах. Из уроков географии все помнят знаменитые соляные озера в Астраханской области Эльтон и Баскунчак.

Специальные комбайны (харвестеры) снимают слой соли на высохших озерах и по транспортеру направляют на размельчение, промывку, сушку и дальнейшую переработку. В садочной соли содержится больше примесей (глина, песок), а массовая доля натрия хлорида может быть 95-96% (из-за этого она часто имеет сероватый вид).

ВАКУУМНО-ВЫПАРОЧНАЯ СОЛЬ. Там, где соль залегает очень глубоко, ее добывают методом растворения. В слой соли помещают трубу и под высоким давлением закачивают в нее пресную воду, которая растворяет соль, образуя в залежи полости. Затем концентрированный рассол поднимают по трубам на поверхность, где ее обрабатывают и упаривают под вакуумом в чанах до получения высокоочищенного продукта.

Иногда поднятый на поверхность рассол выпаривают под солнцем в открытых емкостях. Соль в залежах часто бывает очень чистой и требует лишь незначительной дополнительной очистки.

Выпарочная соль является самой дорогой и вместе с тем наиболее химически чистой и качественной. В нашей стране она продается под маркой «Экстра».

Выварочная также богата натрием. Поэтому хозяйке стоит обращать внимание, какую соль она использует, и отсюда рассчитывать ее количество.

Поскольку соль - это продукт, который мы едим каждый день примерно в одинаковых количествах, ее все чаще используют как носитель микроэлементов. Обогащают соль в основном йодом и фтором.

Например, 60% соли, продаваемой в Германии, и 80% соли, продаваемой в Швейцарии, обогащены фтором. Такая соль служит для профилактики зубных заболеваний. Согласитесь, что эффект от зубной пасты намного меньше, ее действие местное и очень кратковременное.

В странах, где наблюдается йододефицит, выпускают соль, обогащенную йодом. В нашем организме такая соль быстро распадается и освобождает йод, который необходим щитовидной железе для синтеза тиреоидных гормонов. Употребление такой соли в количестве 5-6 г в сутки полностью удовлетворяет потребность организма в йоде.

На сегодняшний день проблема йододефицита стоит очень остро. Прежде всего, из-за огромного количества людей, которых она затрагивает, и возможных последствий для человека и общества. В России, например, йододефициту подвержены 98 млн. человек, среди которых более половины - дети, подростки и беременные женщины.

Нехватка йода в рационе приводит к необратимым изменениям нервной системы. Из-за поражения ЦНС у детей в районах с пониженным потреблением йода развивается умственная отсталость - одно из самых тяжелых проявлений йододефицита.

Соль - наша основная приправа, и она необходима человеку, поскольку ее естественное количество в воде и продуктах питания недостаточно для нашего организма.
Не забывайте, что потребности человека в поваренной соли зависят от энергозатрат, климатических условий и др. При усиленной физической нагрузке человек теряет до 20 граммов соли в день, поэтому в условиях умеренного климата потребление соли составляет 10-15 граммов в сутки.

Учтите, что недостаточность или отсутствие соли ухудшает вкусовые свойства пищевых продуктов. Если человек длительное время не получает поваренной соли, это может вызвать головокружение, обмороки, слабость и другие болезненные явления. Не менее вреден и избыток соли.

Следите, чтобы вкус соли был чисто соленым без постороннего привкуса, без запаха. Цвет соли (экстра) - чисто белый. Для остальных сортов допускаются оттенки: сероватый, желтоватый и розоватый. Заметных на глаз загрязнений быть не должно.

Храните соль в сухом месте при относительно высокой влажности. При более низкой влажности она отдает влагу во внешнюю среду, т.е. высыхает, а при более высокой - увлажняется. Соль способна слеживаться, теряет сыпучесть, причем мелкая соль - сильнее, крупная - слабее. Сырая соль слеживается сильнее, чем сухая.

Йодированная соль, содержащая йодистый калий, при наличии влаги, воздуха и света окисляется, выделяя йод, который затем улетучивается. В поваренной соли и в воздухе всегда присутствует влага, которая содействует разложению йодистого калия. По мере хранения йодированной соли содержание йода постепенно снижается. Хранить ее надо в сухом месте в закрытой посуде. После шести месяцев она считается обычной пищевой.

Известные месторождения

* Артёмовское месторождение — самое крупное в Европе. Добыча в шахте ГПО «Артемсоль».
* Баскунчакское месторождение, добыча из озера ОАО «Бассоль». Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога
* Илецкое месторождение, добыча в шахте ОАО «Илецксоль»
* Одесские лиманы (добыча производилась с 1774 по 1931)
* Эльтонское месторождение Эльтон

Интересные факты

* Обычная пищевая соль может служить сильнейшим ядом. С одной стороны, без соли невозможно жить, с другой стороны, доза в 10 раз превышающая обычную, является смертельной. Летальная доза составляет 3000 миллиграмм на 1 килограмм массы тела. Иными словами, для человека весом 80 кг необходимо использовать четверть килограммовой пачки.

* В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость. Средняя ежедневная норма потребления для взрослого человека: 3-5 граммов соли в холодных странах и до 20 граммов в жарких.

* В магазинах соль состоит до 97 % из NaCl, остальная доля приходится на различные примеси. Чаще всего добавляют йодаты и карбонаты, в последние годы всё чаще добавляют фториды. Для профилактики зубных заболеваний употребляют соль с фторидом. С 50-х годов добавлять фторид в соль стали в Швейцарии, и благодаря положительным результатам в борьбе с кариесом в 80-х годах фторид стали добавлять в соль во Франции и в Германии. До 60 % продаваемой соли в Германии и до 80 % в Швейцарии — это соль с фторидами.

* Систематический приём избыточного по сравнению с физиологической нормой количества соли приводит к увеличению кровяного давления. Чрезмерное потребление соли вызывает болезни сердца и почек.

* В России в XVII веке произошёл Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль.

Анна Голуб
Сказка, про белую соль

Непосредственно образовательная деятельность

Сказка , про белую соль

Старший дошкольный возраст

Познавательно – экспериментальная деятельность.

Педагог : Голуб Анна Юрьевна, педагогический стажи - 26 лет, первая квалификационная категория

г. Хабаровск, МАДОУ 49

Цель : Знакомство со свойствами соли.

Задачи :

Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах (белая, без ярко выраженного запаха, в воле растворяется, ее можно получить путем выпаривания, бывают разные виды соли);

Сформулировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес. Учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать познавательный интерес.

Оборудование : разные виды соли, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, ложечки, спринцовка, стеклянная колба для кипячения. Прозрачная колба, проволочка. Кусочки овощей свежих и соленых. Иллюстрации. Слайды.

Расскажу я вам, ребята, сказку , про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море боря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль . Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью . Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к далекому городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене . А король про соль , не слыхивал : во всем его государстве соли не ели.

Говорит он Ивану с усмешкою : «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают» . Опечалился Иван, вздумалось ему посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку. Взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы.

Наступило время обед подавать : король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. Позволил король солью торговать .

А как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Соль – природный элемент . В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Производится в разных видах : очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская.

На столе воспитателя в четырех емкостях находится соль (крупного и мелкого помола, морская, йодированная) .

Можете ли вы определить какая соль находиться в этих емкостях? Постарайтесь описать, как вы определили качества соли (предположения детей) .

Воспитатель предлагает описать свойства вещества (белое, сыпучее, не имеет запаха, крупинки блестят, твердые на ощупь, легкие).

Загадка :

В воде родиться, а воды боится?

Какая нота и продукт называются одинаково?

Белый камень из горы всегда стоит на столе,

Кто его не ест - тот вкуса не знает.

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна.

Воспитатель предлагает детям растворить соль в воде . Дети выполняют работу самостоятельно. Определяют, что вещество полностью растворилось в воде, вода свет и запах не изменила, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод : соль растворяется в воде , вода меняет свои вкусовые качества.

Вкус воды – ото льда, а вкус пищи от соли

Как вы, думаете, для чего человеку нужна соль ? (для приготовления пищи, засолки овощей и т. д.)

Соль в жизни людей всегда была важным продуктом. Без соли многие продукты непереносимо безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом.

д/игра «узнай по вкусу»

Детям предлагаются кусочки свежих и соленых овощей для определения их вкусовых качеств.

Соль не жалей , так и есть веселей

Физминутка

Быстро встаньте – улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

Сели – встали

И на месте побежали.

Как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить.

Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого – ни будь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью . В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах. В древней Персии из каменной соли население строило дома из соляных глыб (показ иллюстраций) .

Чем отличается пресная вода от морской?

Можно ли добыть соль из морской воды ? Как это сделать?

Эксперимент проводит воспитатель.

Необходима спиртовка и пробирка с соленой водой. Нагреть эту воду. В результате опыта на стенках пробирки появляется белый налет. Что это такое?

Дать возможность детям убедиться, в том, что это соль , дав попробовать.

Соль добывали из морской воды. Ее проводили в специально вырытые небольшие бассейны, под воздействием горячих солнечных лучей, вода испарялась, соль оседала на дно .

Рассмотреть иллюстрации.

Вывод :

Соль состоит из кристаллов; она белая, растворяется в воде, но не исчезает; ее можно получить снова (если кипятить) ; соль бывает разная .

Кто раз соль попробует , тот за нее все отдаст.

Физминутка

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Только где бы по пути

Столько соли мне найти?

слайды о сталактитах

Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Терапевтическое воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

Приготовить перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется ) и осторожно опустить в него проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время появятся кристаллы.

Предложить понаблюдать в течение нескольких дней (выращивание соляных кристаллов) .